Программа поддержки молодых педагогов и наставничество

(Д.Н. Шинкаренко – педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения «Районный центр дополнительного образования детей»)

Мой опыт, как педагога наставника, начал формироваться задолго до работы в МОУ ДО «РЦДОД». Уже тогда я стал задумываться как помочь «трудным» детям, детям «группы риска»?

Я, непосредственно, как педагог дополнительного образования, веду занятия в детских объединениях «Юный разведчик» и «Армеец». Данные программы ориентированы на воспитательную работу с учащимися начальной школы и подростками, она направлена на развитие морально-волевых и нравственных качеств через освоение основ рукопашного и армейского рукопашного боя.

Работаю с детьми различных категорий, с разными характерами, разных возрастов. Ежегодно в моей группе занимаются подростки, находящиеся в конфликте с законом, состоящие на различных видах учета.

Попадание подростков в «группы риска» неразрывно связано с нарушениями взаимосвязей с социальным окружением. Семья как институт, основанный на природных стремлениях и действиях человека, удовлетворяющий насущные потребности человека, теряет свои функции. С экрана телевизора мы слышим о насилии в семье, о семье алкогольной и наркотически зависимой.

Подросток, нуждающийся в «живительной влаге», растущий в таких «пустынных» условиях вряд ли станет прекрасным цветком, цветущим и благоухающим. Подросток, подвергающийся насилию, из жертвы превратится в агрессора, имеющих пьющих родителей, к сожалению, идентифицирует себя с ними, так как они для него значимые взрослые.

Как помочь подростку группы риска социализироваться? Уже давно известно, что традиционные методы воспитательного воздействия на подростка группы риска не дают желаемого результата. Поиск эффективных методов и приемов воздействия на подростка привел меня к идее внедрения технологии наставничества в мои дополнительные общеразвивающие программы. Выбор пал на групповую форму наставничества: взаимодействие «профессионал – группа обучающихся». В рамках этой формы наставничества предполагается взаимодействие группы обучающихся и представителя регионального предприятия (организации) (профессионала), при котором наставник активизирует профессиональный и личностный потенциал наставляемого, усиливает его мотивацию к учебе и самореализации. Так же в процессе такого взаимодействия может происходить прикладное знакомство с профессией.

На базе опорной площадки по внедрению целевой модели наставничества в МОУ ДО «РЦДОД» я смог реализоваться не только как наставник, но и как куратор для наставников – представителей предприятий (профессионалов), проявивших желание на участие в реализации модели наставничества на базе нашего центра дополнительного образования.

Такими представителями стали:

- Союз Десантников России города Усть-Илимска;

- Специалисты специализированной противопожарной аварийно-спасательной службы (СПАСС).

-  Тир в ДОСААФ в городе Усть-Илимске;

- Федотов Дмитрий - командир оперативного отделения ОМОН «Шквал» управления Росгвардии по Иркутской области;

- Столяров Анатолий - инструктор по профессиональной служебной и физической подготовке УИ ОВО - филиал ФГКУ УВО ВНГ РФ по иркутской области;

- Иванишина Мария - чемпион России по Самбо, МС России;

- Мамука Усубян - чемпион мира по Тайскому боксу, МСМК- Мастер спорта международного класса по тайскому боксу.

Очень важно установить личностный контакт с каждым, установить доверительные отношения не только с подростками, но и их родителями. Это очень трудный этап, наверное, самый сложный. Организация и проведение совместных соревнований, мероприятий, походов, круглых столов, мастер-классов, помогает лучше узнать друг друга, установить благоприятный психологический климат в объединении, семье несовершеннолетнего, выявить различные стороны характера ребенка. У детей и родителей появляется шанс спокойно пообщаться друг с другом.

Далеко не всегда все получается. Привлечь ребят к продуктивной деятельности очень непросто. Приходится убеждать. Совместно с ребенком разрабатываем индивидуальную траекторию его занятости. Подбираем для каждого подростка дела по интересам.

Стараемся максимально занять детей полезной деятельностью, чтобы меньше времени, сил и желаний оставалось на «плохие» дела. Привлекаем своих подопечных к активному участию в мероприятиях, организуемых в МОУ ДО «РЦДОД». Огромную помощь в этом мне оказывают мои коллеги - наставники.

За время своего наставничества, пришел к выводу, что очень важным для каждого ребенка является ощущение значимости его деятельности. Дети меняются, у них формируется ответственность, дисциплинированность, они взрослеют.

Применение технологии наставничества в реализации дополнительных общеразвивающих программ является полезным как для наставников, так и для наставляемых, а также для всего коллектива. В ходе общения повышается уровень дружественных и профессиональных отношений среди ребят в объединении.

Самым важным показателем оценки эффективности такой формы наставничества я считаю реабилитацию подростков в социальном окружении: положительное отношение к детям «группы риска» со стороны сверстников.

Большим достижением в своей работе считаю присуждение одному из моих учащихся стипендии мэра муниципального образования «Усть-Илимский район». Традиционно эту стипендию получают лучшие учащиеся образовательных организаций района: победители, призеры, лауреаты региональных, всероссийских и международных творческих конкурсов, научно-практических конференций и интеллектуальных состязаний, кандидаты и мастера спорта.

Многие мои ребята уже учатся вне школьных стен, кто-то уже работает и очень приятно, когда они приходят в центр дополнительного образования со словами благодарности.

ПОС

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!